Учет материалов и запасов

~ 6 мин чтения

Теги: Бухгалтерский учет



Регулируются:   

  • в БУ – ФСБУ 5/2019.
  • в НУ – НК РФ: гл. 25, 21, 26, и т.д.

Начиная с 2021 года в отчетности нужно применять ФСБУ 5/2019 «Запасы», который утвержден приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н (п. 2 ФСБУ 5/2019). Стандарт обязателен для всех компаний, кроме бюджетных организаций.

Микроорганизации с правом упрощенного ведения бухучета также вправе прописать в учетной политике, что не применяют ФСБУ 5/2019.

Остальным компаниям нужно организовать переход на новый порядок учета уже с 1 января 2021 года.

В процессе работы предприятия, фирмы сталкиваются с необходимостью покупки сопутствующих материалов. В данном случае речь идет не только о производстве и необходимости покупки материалов для изготовления продукции, а о любых хозяйственных субъектах, ведущих деятельность, направленную на получение прибыли. Например, фирма,  занимающаяся оптовой торговлей, нуждается в материалах, обеспечивающих нормальное функционирование (бумага, канцтовары и т.д.).

Определение запасов и затрат

Установлены условия, одновременное соблюдение которых необходимо для признания запасов в бухгалтерском учете (п.п. 3, 5, 10 ФСБУ 5/2019).

Затраты, понесенные в связи с приобретением или созданием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией (достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана);

Определена сумма затрат, понесенных в связи с приобретением или созданием запасов, или приравненная к ней величина.

Что относится к запасам:

  • Готовая продукция
  • Незавершенное производство
  • Материалы, которые сразу невозможно передать в производство или для выполнения услуг (сырье, зап.части, ГСМ)
  • Объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации

Счета, работающие с запасами

10.Материалы. Основной счет по учету материалов на предприятиях разных сфер деятельности.

15. Заготовление и приобретение материальных ценностей. Используется для отражения поступления материалов по учетным ценам.

16. Отклонение в стоимости материальных ценностей. Используется для учета отклонений при приобретении материальных ценностей, при использовании учетных цен.

002. Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение. Для учета материалов, которые приняты для ответственного хранения. На баланс не ставятся.

003. Материалы, принятые в переработку. Для отражения в учете материалов, которые приняты для переработки от заказчика. На баланс не ставятся.

Документы, работающие с запасами

М-4 — приходный ордер. Информация о принятых материалах. Оформляется сотрудником склада при приеме. Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа, кто получил, сколько и когда, ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру (Приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119).

М-7 — акт о приемке. Информация о расхождениях в поставке. Оформляется сотрудником склада при приеме. Его надо составлять, если есть расхождения (в накладной от поставщика написано одно, а поступило что-то другое).

Распоряжение на отпуск со склада, М-11 — требование-накладная. Количество по каждому виду отпускаемого материала. Выдача материалов, запись в карте складского учета.

М-8 — лимитно-заборная карта. Лимит забора материалов, наименование, количество. Выдача с учетом лимита, запись в карте складского учета.

М-15 — накладная на отпуск на сторону. Применяется в оформлении передачи ТМЦ с головного склада организации ее структурным подразделениям, расположенным за ее пределами, либо при отпуске материальных ценностей стороннему контрагенту на основании соглашения.

CTA Image

Связанный курс

Бухгалтерский и налоговый учет для новичков + 1С:Бухгалтерия 8.3

Узнать подробнее

Метод определения себестоимости

В учетной политике необходимо выбрать метод определения себестоимости. Материалы учитываются в целом по фирме, а не по конкретному складу. Если фирма имеет несколько складов, и на них поступают одни и те же материалы, то могут возникнуть суммовые отклонения.

При выборе способа «по средней себестоимости», как и прежде, нужно прописать, как именно ее будет считать компания:

  • по средней взвешенной оценке, когда средняя цена запасов определяется один раз в конце периода;
  • по средней скользящей оценке, когда средняя цена запасов определяется перед каждым списанием.

Укажите в учетной политике за какой период будете считать среднюю себестоимость: месяц, квартал, по мере поступления каждой новой партии и за другой период.

Способ расчета себестоимости по методу «Учетной цены».

Учитывать запасы по учетным ценам допустимо, если такой способ учета позволяет ускорить учет готовой продукции по плановой себестоимости. В прочих ситуациях придется отражать запасы по фактической себестоимости. 

Фирма для каждого вида материала устанавливает учетную цену. Она может устанавливаться, либо при первом поступлении, либо переоценкой. В дальнейшем, когда поступает такой же материал, но по цене отличной от учетной, он принимается по учетной цене, а возникшее отклонение учитывается на спец. счетах.

Пример учета по фактической стоимости:

Фирма приобрела для хозяйственных нужд офисную бумагу в количестве 20 пачек. Стоимость каждой пачки 180 рублей, в т.ч. НДС 20%. Поставщик доставил бумагу покупателю в офис и выставил им акт об оказании транспортных услуг по доставке на сумму 120 рублей, в т.ч. НДС 20%. Поставщик отгрузил материал в течение 5 дней, счет-фактуру на аванс не брали.

  1. Дт 60.02 - Кт 51. 3600 руб. Произвели оплату поставщику по безналичному расчету.
  2. Дт 60.01 - Кт 60.02. 3600 руб. Накладная. Зачет аванса.
  3. Дт 10.06 - Кт 60.01. 3000 руб. Накладная. Бумагу приняли к учету (без НДС).
  4. Дт 10.06 - Кт 60.01. 100 руб. Акт. Включили в стоимость  доп. расходы (транспортные) без НДС.
  5. Дт 19.03 - Кт 60.01. 600 руб. Акт. Отразили входящий НДС за бумагу.
  6. Дт 19.04 - Кт 60.01. 20 руб. Акт. Отразили входящий НДС за транспортные.
  7. Дт 68.02 - Кт 19.03. 600 руб. Счет-фактура входящий ЗКП. Поставили НДС к вычету за бумагу.
  8. Дт 68.02 - Кт 19.04. 20 руб. Счет-фактура входящий ЗКП. Поставили НДС к вычету за транспортные.
  9. Дт 26 - Кт 10.06. 3000 руб. Требование-накладная. Списали бумагу на общехозяйственные расходы.

Пример по учетной цене:

Фирма приобрела бумагу 30 пачек по цене 120 рублей, в т.ч. НДС 20%. Поставщик отгрузил в течение 5 дней, счет-фактуру на аванс не брали. Фирма учитывает материалы по учетным ценам. Учетная цена 1 пачки бумаги – 85 р. (без НДС).  Сотрудникам выдали для работы 10 пачек.

  1. Дт 60.02 - Кт 51. 3600 руб. Произвели оплату поставщику по безналичному расчету.
  2. Дт 60.01 - Кт 60.02. 3600 руб. Накладная. Зачет аванса.
  3. Дт 15.01 - Кт 60.01. 3000 руб. Накладная. Бумагу приняли к учету (без НДС) по цене, отличной от учетной.
  4. Дт 19.03 - Кт 60.01. 600 руб. Акт. Отразили входящий НДС за бумагу.
  5. Дт 68.02 - Кт 19.03. 600 руб. Счет-фактура входящий ЗКП. Поставили НДС к вычету за бумагу.
  6. Дт 10.06- Кт 15.01. 2550 руб. Накладная. Приняли к учету материалы по учетной цене.
  7. Дт 16.01 - Кт 15.01. 450 руб. Бух.справка. Отразили отклонение в цене. В данном случае превышение (переплата над учетной).
  8. Дт 26 - Кт 10.06. 850 руб. Требование-накладная. Списали 10 пачек по учетной цене.
  9. Дт 26 - Кт 16.01. 150 руб. Требование-накладная. Списали отклонение пропорционально выданной бумаге.

Сумма списания отклонений = 450 ÷ 2550 × 850 = 150 р.

10.06 15.01 16.01 19.03 26
2550 850 3000 2550 450 150 600 600 850
450 150
51 60.01 60.02 68.02
3600 3600 3600 3600 3600 600
600

Запасами считаются активы, которые компания потребляет или использует в течение 12 месяцев или в рамках обычного операционного цикла. В результате малоценные объекты, у которых срок полезного использования больше 12 месяцев или операционного цикла, а стоимость – меньше лимита, с 2021 года нельзя признать запасами. Они списываются в расходы единовременно, минуя счет 10.

Проводка будет следующей:

Дт 20 (25, 26, 44) Кт 60 – учтен расход на покупку малоценных объектов;

Дт 19 Кт 60 – отражен входной НДС по малоценным объектам.

Учет фактического наличия такой малоценки можно организовать двумя способами:

  • за балансом. Для этого предусмотрите счет в рабочем плане счетов;
  • в отдельном бухгалтерском регистре, который нужно утвердить в составе регистров.

Запасы для управленческих нужд

По новому стандарту компания вправе списывать запасы, которые использует для управленческих нужд, сразу в расходы отчетного периода (п. 2 ФСБУ 5/2019). Речь идет об офисной бумаге, картриджах, канцелярских и прочих принадлежностях администрации юрлица, которые не соответствуют признакам основного средства.

Вариант 1: списывать сразу. В этом случае расход сразу относится на счета затрат: 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Коммерческие расходы». Проводка будет следующей:

Дт 26 (44) Кт 60 – учтен расход на покупку запасов для управленческих нужд;

Дт 19 Кт 60 – отражен входной НДС по запасам для управленческих нужд.

Поскольку нормативного определения запасов для управленческих нужд нет, пропишите в учетной политике, что компания относит к этой категории.

Вариант 2: учитывать на балансе. Компания вправе отражать такие офисные принадлежности на счете 10 «Материалы» до их выдачи сотрудникам, как и все прочие запасы. В этом случае в учетной политике ничего не надо прописывать. Проводки будут обычные:

Дт 10 Кт 60 – отражена покупка запасов для управленческих нужд;

Дт 19 Кт 60 – отражен входной НДС по запасам для управленческих нужд;

Дт 26 (44) Кт 10– запасы для управленческих нужд переданы сотрудникам.

Преимущество списания сразу в том, что компания раньше признает расход: в периоде покупки, а не передачи сотруднику. Но в обоих случаях придется организовать учет офисных принадлежностей до их передачи сотрудникам. Его можно вести в регистре, журнале или за балансом. Таким образом, более быстрое списание в расход не уменьшит объем работы бухгалтера.

Вариант 3: часть запасов списывать сразу, а часть – учитывать на балансе. Уточните в учетной политике, к каким именно запасам применяется тот или иной вариант.


Еще статьи по теме:

Получили убыток. Как выплатить дивиденды?

ООО за прошлый год получило убыток. Учредители издали приказ выплатить дивиденды. Как главному бухгалтеру это сделать?

Модернизация, достройка, дооборудование основного средства

Как учитывать расходы?

Онлайн кассы

Что такое онлайн кассы? Кто и как их применяет?

Как учитывать чайник, холодильник, микроволновку, кондиционер?

Куда относить расходы на мелкую бытовую технику?